КОНВЕЕР И КОМПЬЮТЕР

"индустрия культуры, является, возможно, наиболее изощренной и злокачественной формой тоталитаризма".

"Диалектика Просвещения"
идеологи неодиберализма Адорно и Хоркхаймер



НАША ИДЕЯ.

МУЗЫКА

музыку можно очень условно разделить на три разных вида. эти виды определяются по времени их возникновения (и по времени своего существования они далеко неравноценны) -
как социальные -
как экономическо-технические:

1. "народная" (массовая культура) музыка. самый древний и самый простой вид музыки. ее можно исполнять просто голосом. можно отстукивать ритм палкой дудеть в свистульку сделанную из ветки дерева... эта музыка была всегда пока был человек и всегда будет (пусть не плачут зеленые человечки)!

2. "классическая" музыка. музыка созданная в развитии общины человека. музыка высших "просвещенных" слоев общины. "профессиональная" требующая долгого обучения посвящения человека в тайны ремесла. она неотделима от владения сложными инструментами в ней учавствует поэтапно множество людей начиная от композитора и заканчивая слушателями которые должны "уметь" "понимать" систему символов этой музыки. для "степняка" Бетховен просто грохот и набор бессмысленностей - для европейского интелегента это целая Вселенная...

3. "музыкальная индустрия". вид музыки появившийся в ХХ веке. здесь с музыкой (как и с другими видами искусства) произошел очень крутой перелом. технические средства воспроизведения звука инструментов и голоса и записи создали нового субъекта творчества ЗВУКООПЕРАТОРА. композитор и музыкант (особенно во время записи в студии) больше не могут контролировать звучание а значит настроение идею музыки - это делает звукооператор сидящий за стеклом - впоследствии к нему прибавился ПРОДЮССЕР. таким образом художник-музыкант перестал быть СУБЪЕКТОМ творчества - он стал ОБЪЕКТОМ творчества продюссера и звукорежиссера. превратился в краску в камень в марионетку. здесь нет никакой оценки - просто творческий акт перешел в другие руки и в другое состояние.

ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫ

мир людей стандартизирован. жизнь превращена в конвеер. мы носим одинаковую одежду. мы едим одинаковую искусственую еду. мы ездим в одинаковых автомобилях. мы слушаем одну и ту же музыку и смотрим одно и то же кино. у нас больше нет национальных особенностей. нет разнообразия культуры и искусства.

поэтому такое стремление к стандартизации - стандартные вещи легче тиражировать. поэтому такое стремление продюссеров свести звучание к единообразию. продукт должен быть одинаково приемлем для всех.

так возникла ИНДУСТРИЯ КУЛЬТУРЫ. она превратила искусство в конвеер по производству продукта для массового потребления ШИРПОТРЕБ.

КОНВЕЕР

если посмотреть то никто из современных музыкантов не знает как он будет звучать в записи или на сцене. процесс ему неподконтролен - он часть огромного сложного механизма из многочисленных техников звукачей продюссеров осветителей... здесь - как ни странно - наиболее независимы диджеи - им не нужно ничего кроме вертушки и пульта - остальное не их забота но то что они "играют" им полностью подконтрольно. хотя и это относительно. вообщем "зеленым человечкам" и "классическим фракам" здесь делать нечего - им ничего не светит в таком мире.

если помните такие фильмы конца прошлого века как "Ворон" "Нирвана" и другие фильмы утопии про ближайшее будущее - то там наше время предстает как мрачное разрушенное ржавое время - время наркотиков виртуальных сетей хакеров и генных мутантов продающих органы для пересадки:

"Ночной Город был подобен эксперименту в сфере социального дарвинизма, не ограниченному никакими рамками, задуманному какими-то скучнолицыми учеными мужами, теперь постоянно держащими палец на кнопке ускоренной промотки пленки вперед. Стоит лишь прекратить вертеться и шустрить - и канешь без следа в безвестность, начнешь двигаться чуть быстрее - прорвешь непрочную пленку поверхностного натяжения черного рынка; и в том и в другом случае ты исчезаешь, и от тебя не остается ничего, кроме расплывчатых воспоминаний...

...а смерть здесь была вполне обычной расплатой за лень, безответственность, неповоротливость, чрезмерную жадность и ошибки в соблюдении запутанного протокола.

Неоновые дуги безжизненны, и геодезика закопчена десятилетиями обеденных костров. В почти полной тьме полудня Ночного Города кто обратит внимание на несколько дюжин сумасшедших детей, затерявшихся среди балок и стропил?"

этот мир казался нашим предшественникам мрачным страшным жестоким - ах как бы я теперь хотел оказаться там! все оказалось совсем не так. все оказалось страшнее и бесчеловечнее! тот мир был хотябы кривым грязным а значит живым пусть и не прекрасным. но грязь и уродство - это какая никакая жизнь а куда же мы попали?

мы оказались в стерильном мире чистоты форм. в мире идеальных поверхностей. в разлинованном пространстве компьютерных технологий три-дэ изображений цыфрового звука лишенного корявости человеческой руки... все конец! венец искусства РЕКЛАМНЫЙ РОЛИК. идеально одетый и причесанный манекен в офисе с "гладковыбритыми" стенами слушает музыку созданную микрочипами и процессорами...

"Жюлиусу Диану было сто тридцать пять лет, и метаболизм его тела прилежно корректировался еженедельными сеансами гормональной и радиотерапии. Основой же его борьбы с неизбежным старением служило ежегодное паломничество в Токио, где генная хирургия подправляла его ДНК - процедура, невозможная в Тибе. После этого Жюль Диан обычно совершал рейс в Гонконг, где заказывал годовой запас рубашек и костюмов. Бесполый, нечеловечески терпеливый и спокойный, как казалось, Жюль не мог принадлежать к миру его официального бизнеса, в особенности при его посвященности в таинства портняжного искусства. Кейс ни разу не видел Жюля в одном и том же костюме дважды, при том, что гардероб мосье Диана представлял собой тщательное воспроизведение стилей платья прошлого века."

КОМПЬЮТЕР

вот здесь и наступило то что китайцы называют "ситуация перешла в свою противоположность": компьютер создал неожиданную ситуацию. компьютер вернул музыканту независимость. теперь он снова сам себе звукорежиссер сам себе продюссер (с помощью интернета) - музыка вернулась в свое первобытное состояние. человек поет о том что его волнует и кто хочет может его слушать и переживать вместе с ним. корявость нойз бесконечное медитирование без окриков звукача и продюссера тишина и одиночество вернулись к человеку! и пусть это зыбко - зависит от электричества железа и программ - но это акт искусства ничем не замутненного - акт познания современного мира не превращенный в профанацию. только художник и мир в котором он живет. а прекрасен этот мир или отвратителен уже не важно...

"Он нашел себе работу. И нашел себе девушку. Как-то одним октябрьским вечером, спускаясь вдоль пурпурных уровней пирамиды Надзорной Комиссии Северного Побережья, он заметил три фигуры, совсем маленькие, невозможные здесь, стоящие на самом краю огромного уступа информации. Несмотря на то, что они были от него очень далеко, Кейс сумел разобрать, что широкие розовые губы мальчика растянуты в улыбке, а его серые глаза, глаза Ривейры, блестят, что Линда одета в его, Кейса, кожаную куртку и что она помахала ему рукой, заметив его. Третьим, мужчиной рядом с Линдой, обнимающим ее за плечи, был он сам. И тогда где-то рядом с ним, совсем близко, раздался скребущий душу смешок, который смехом не был."

мы пробуем вырваться из тотального мира всеобщего контроля и чистоты движений тела и ума. мы пробуем - а получится ли это у нас зависит только от нас и КОМПЬЮТЕР надеюсь нам в этом поможет...

20:45 22.07.2007

НАСЕКОМУСС

в заметках использованы цытаты из произведений Гибсона

Hosted by uCoz